Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 160997
1.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) з..рницы, ар..мат­ный
2) пол..скать белье, р..сте­ние
3) лаб..ринт, ум..ра­ю­щий
4) соб..рать, близс..дящий
5) посв..щение в сту­ден­ты, разд..валка
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ув..да­ю­щие цветы;
2) ст..лить­ся под ноги;
3) р..зо­нанс;
4) пр..воз­мочь боль;
5) ут..рать слёзы.
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) ми­ро­во(з/зз)рение
2) ра(з/зз)жечь
3) и(с/сс)кус­ный
4) безра(с/сс)удный
5) дре(с/сс)иров­щик
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ноч..вка
2) ч..рточ­ка
3) с го­ря­щей свеч..й
4) ко­рот­кие ш..рты
5) лягуш..нок.
5.  
i

Пи­шет­ся ь на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) едкая щёлоч..
2) ты не убе­жиш..
3) не­сколь­ко стрель­бищ..
4) этот фо­то­ре­пор­таж..
5) в..ед­ли­вый
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ред­кая рев­нив..ца, в своём стрем­ле­ни..
2) лю­би­мый пер­вен..ц, о страш­ном злоде..
3) быть на гран., про­ва­ла, за­стенч..вый
4) неж­ный ле­пе­сточ..к, летящ..й по­ход­кой
5) про­цеж..вать мо­ло­ко, не­ряшл..вый вид
7.  
i

Пи­шет­ся а/я на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) кол..щееся рас­те­ние
2) увеш..нная ор­де­на­ми грудь
3) раска..вший­ся во лжи
4) рас­к­ле..лась ко­роб­ка
5) они верт..тся
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) со­ло­ме..ая шляп­ка, бессо..ица
2) ко­ман­ди­ро­ва..ый, ле­бе­ди..ый
3) ис­то­рия стара и за­пу­та..а, време..о за­крыть
4) ма­ло­но­ше..ый, кипячё..ое мо­ло­ко
5) на­пи­са..ый, коше..ый утром луг
9.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) изда..ый, дис­кус­сия давно за­кон­че..а
2) тор­же­стве..ый, лома..ый
3) мысле..о от­ве­тил, пре­ми­ро­ва..ый
4) пред­ше­стве..ик, круп­но реза..ый
5) с утра не дое..ая ко­ро­ва, смета..ый крем
10.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (ма­ли­но­во)чер­нич­ный
2) (ко­рот­ко)во­ло­сый
3) (пол)аб­за­ца
4) идти (по)ти­хонь­ку
5) (се­ве­ро)аф­ри­кан­ский
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) И на стихи есть то(же) мода.
2) Обо­ня­ние у тигра от­но­си­тель­но сла­бое, (за)то он об­ла­да­ет ве­ли­ко­леп­ным слу­хом и зре­ни­ем.
3) Рас­пах­ну окно (на)встре­чу свету!
4) Имей (в)виду, у каж­до­го гросс­мей­сте­ра все­гда есть за­пас­ные ва­ри­ан­ты.
5) Он всю жизнь ра­бо­тал много, бук­валь­но (на)износ.
12.  
i

Ука­жи­те со­че­та­ния слов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся фра­зео­ло­гиз­ма­ми:

1) по­пасть в ис­то­рию
2) по­пасть впро­сак
3) по­пасть в лоб
4) по­пасть в точку
5) по­пасть в пе­ре­плёт
13.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Алч­ность_ есть пре­ступ­ное же­ла­ние чу­жо­го
2) Ще­голь­ской ко­стюм, из­лиш­не те­ат­раль­ные жесты и лёгкий ак­цент_ всё вы­да­ва­ло в не­зна­ком­це ино­стран­ца.
3) Ин­то­на­ция_ вот ос­нов­ное вы­ра­зи­тель­ное сред­ство зву­ча­щей речи.
4) Вер­ней­ший спо­соб узнать че­ло­ве­ка_ при­слу­шать­ся к тому, что он го­во­рит.
5) Все сов­па­де­ния имён и фак­тов_ слу­чай­ны и не­пред­на­ме­рен­ны.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Ты может быть оста­нешь­ся здесь на­все­гда?
2) В зале вдруг по­тем­не­ло точно су­мер­ки сразу опу­сти­лись на землю.
3) Од­на­ко эти вы­во­ды тре­бу­ют до­пол­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния.
4) Люди к со­жа­ле­нию мало чер­па­ют зна­ний из серьёзных книг.
5) За окном ту­ма­нил­ся серый день и ка­за­лось что он не кон­чит­ся ни­ко­гда.
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Небо над зной­ной сте­пью ка­за­лось без­дон­ным.
2) Впро­чем такие слу­чаи в нашей де­рев­не весь­ма редки.
3) Из­вест­но что в Га­лак­ти­ке су­ще­ству­ет огром­ное число сверх­мас­сив­ных звёзд.
4) Этот валун воз­мож­но был жерт­вен­ным свя­щен­ным кам­нем.
5) Вы мне как будто этого не го­во­ри­ли.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Лишь из­ред­ка с веток опа­дал снег да по­дра­ги­ва­ли в вы­ши­не ост­рые вер­хуш­ки де­ре­вьев.
2) При­ка­зав, чтобы если начнётся штурм, меня сразу же раз­бу­ди­ли, я под­ло­жил под го­ло­ву ве­ще­вой мешок и за­снул.
3) Спор на­чал­ся с того, что Коля спро­сил, кем я хочу быть и уди­вил­ся, что выбор мной ещё не сде­лан.
4) Когда утрен­няя дымка разо­шлась, горы как будто при­бли­зи­лись и уще­лье уже не ка­за­лось таким мрач­ным.
5) Силой штор­ма па­ро­ход всё гнало на берег и якоря стали сда­вать.
17.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, с ко­то­ры­ми можно со­гла­сить­ся:

1) В пред­ло­же­нии Мы не спеша шли по узкой до­ро­ге су­ще­стви­тель­ное упо­треб­ле­но в форме пред­лож­но­го па­де­жа.
2) Жёстче — это про­стая форма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го же­сто­кий.
3) Чис­ли­тель­ное один­на­дцать по со­ста­ву яв­ля­ет­ся про­стым.
4) Ме­сто­име­ние таков из­ме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и па­де­жам.
5) Вплавь — это на­ре­чие об­ра­за дей­ствия.
18.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в бес­со­юз­ных слож­ных пред­ло­же­ни­ях:

1) У языка две ос­нов­ные функ­ции: он яв­ля­ет­ся ору­ди­ем че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния и ору­ди­ем об­ще­ния людей друг с дру­гом.
2) В мае гуси вы­со­ко летят — овёс будет гу­стым и вы­со­ким.
3) Она огля­ну­лась и уви­де­ла, в две­рях купе стоял её по­пут­чик, мо­ло­дой ре­жиссёр.
4) Го­ло­вы стран­ниц за­ку­та­ны тёмными плат­ка­ми, за спи­на­ми висят бе­ре­стя­ные ко­том­ки, ноги обуты в тяжёлые лапти.
5) Солн­це уже вы­со­ко ходит: пора вы­пус­кать ку­ри­ное се­мей­ство.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Ра­бо­тал Ни­ки­тин по­ра­зи­тель­но, — вспо­ми­нал ста­рик: — он толь­ко вый­дет на манеж, сде­ла­ет лёгкий по­клон — и ему сразу хло­па­ют.
2) «Возь­ми­те ещё огур­чи­ков, кусок пи­ро­га и банку ва­ре­нья. Не стес­няй­тесь!» — на­ста­и­ва­ли род­ствен­ни­ки, про­во­жая нас.
3) Пи­са­тель О. Уайльд за­яв­лял, что: «луч­ший спо­соб сде­лать детей хо­ро­ши­ми — это сде­лать их счаст­ли­вы­ми».
4) «Здрав­ствуй, сынок», — про­тя­нул мне руку отец. «Здрав­ствуй, папа», — про­шеп­тал я.
5) «Иван Пав­ло­вич, по­здрав­ля­ем вас с юби­ле­ем! — ска­зал я, про­тя­ги­вая учи­те­лю букет цве­тов, и до­ба­вил от себя: — Я очень бла­го­да­рен вам за всё».
20.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) А Митя_ как воды в рот на­брал.
2) Эти слова по­че­му-то вос­при­ни­ма­лись мною_ как по­хва­ла.
3) Живая идея все­гда про­би­ва­лась к жизни_ как трава из-под ас­фаль­та .
4) Это важно для ран­ней ди­а­гно­сти­ки та­ко­го серьёзного за­бо­ле­ва­ния_ как гла­у­ко­ма.
5) Ста­рин­ная над­пись ока­за­лась не чем иным_ как име­нем ма­сте­ра-юве­ли­ра.
21.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­ис­хо­дит озвон­че­ние со­глас­ных зву­ков:

1) сбруя
2) за­маз­ка
3) мунд­штук
4) от­жи­мать­ся
5) тeppaca
22.  
i

Какие фра­зео­ло­гиз­мы со­от­вет­ству­ют по зна­че­нию вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии слову?

Когда тре­вож­но, бес­по­кой­но, осо­бен­но важна дру­же­ская под­держ­ка.

1) кошки скре­бут на душе;
2) стоят горой;
3) душа не на месте;
4) душа поёт;
5) душа на­рас­паш­ку.
23.  
i

В каких сло­вах (фор­мах слов) два суф­фик­са?

1) ве­се­лил
2) оди­но­че­ство
3) бе­гу­нья
4) об­новлённый
5) уста­ре­лость
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

Тогда мы осмыс­лим роль на земле.

1) На­чаль­ная форма — осмыс­ли­вать
2) не­пе­ре­ход­ный
3) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
4) в форме на­сто­я­ще­го вре­ме­ни
5) в форме 1-го лица
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пьер Без­ухов был за­ко­ре­не­лым ге­ро­ем.
2) В со­сед­нем ма­га­зи­не про­да­ва­ли толь­ко от­бор­ные фрук­ты и овощи.
3) Целый день мать кру­ти­лась как белка на шесте: го­то­ви­ла обед, сти­ра­ла, уби­ра­ла.
4) Не­ко­то­рые во­про­сы не вы­пол­ни­ли из-за не­ор­га­ни­зо­ван­но­сти нашей груп­пы.
5) Гу­ма­ни­сти­че­ская по­мощь при­ш­ла во­вре­мя в рай­о­ны, по­стра­дав­шие от на­вод­не­ния.
26.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ма­лень­кий та­лант­ли­вый скри­пач та­лант­ли­во ис­пол­нил слож­ную пьесу и по­ко­рил своим та­лан­том зал.
2) Про­фес­сор взял слово по­след­ним и сде­лал итоги за­се­да­ния.
3) Твор­че­ское на­сле­дие Ев­ге­ния Гле­бо­ва не огра­ни­чи­ва­ет­ся ба­ле­том «Ма­лень­кий принц».
4) Дру­зья были очень по­хо­жи друг на друга — на­сто­я­щие ан­ти­по­ды.
5) И афе­рист, и жерт­ва его об­ма­на были од­но­го поля ягоды.
27.  
i

Уда­ре­ние па­да­ет на тре­тий слог в сло­вах:

1) до­ку­мент
2) уве­до­мить
3) (она) по­зва­ла
4) пу­те­про­вод
5) до­тем­на
28.  
i

Про­из­но­си­тель­ные нормы на­ру­ше­ны в сло­вах:

1) ши[н'э́]ль
2) у́зка
3) верба́
4) хода́тай­ство
5) при́быв
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

 

(1) Гео­гра­фи­че­ская обо­лоч­ка яв­ля­ет­ся круп­ней­шим при­род­ным ком­плек­сом Земли. (2) И три внеш­ние обо­лоч­ки Земли  — ли­то­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра  — тесно вза­и­мо­свя­за­ны. (3) Так, газы ат­мо­сфе­ры про­ни­ка­ют в воду и в гор­ные по­ро­ды. (4) Вода про­са­чи­ва­ет­ся в зем­ную кору, раз­мы­ва­ет и рас­тво­ря­ет гор­ные по­ро­ды. (5) И далее ча­сти­цы гор­ных пород по­па­да­ют в ат­мо­сфе­ру, а рас­тво­ри­мые ве­ще­ства  — в воду. (6) Всё это про­ис­хо­дит при уча­стии сол­неч­но­го света и тепла. (7) В ре­зуль­та­те та­ко­го вза­и­мо­дей­ствия верх­ние слои ли­то­сфе­ры, вся гид­ро­сфе­ра и ниж­ние слои ат­мо­сфе­ры об­ра­зу­ют еди­ную си­сте­му  — гео­гра­фи­че­скую обо­лоч­ку.

 

(8) Усло­вия в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке бла­го­при­ят­ны для раз­ви­тия жизни. (9) Мил­ли­ар­ды лет назад в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке по­яви­лись ор­га­низ­мы, ко­то­рые затем на­ча­ли в ней раз­ви­вать­ся и рас­про­стра­нять­ся. (10) Впо­след­ствии они сами стали важ­ней­шим эле­мен­том гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки, из­ме­нив и объ­еди­нив осталь­ные её части.

 

(11) Имен­но эти ор­га­низ­мы со­зда­ли «живую» обо­лоч­ку Земли  — био­сфе­ру. (12) Со­глас­но уче­нию о био­сфе­ре Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Вер­над­ско­го, из­вест­но­го рус­ско­го учёного, ака­де­ми­ка, био­сфе­ра со­сто­ит из живых ве­ществ, то есть из всех жи­ву­щих на Земле ор­га­низ­мов, и не­жи­вых ве­ществ, со­здан­ных и пе­ре­ра­бо­тан­ных этими ор­га­низ­ма­ми. (13) Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что био­сфе­ра на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии: её раз­ви­тие про­дол­жа­ет­ся и в на­сто­я­щий пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния пла­не­ты.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — рас­суж­де­ние;
4) за­да­ча речи — убе­дить чи­та­те­ля в том, что в гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке нет усло­вий для за­рож­де­ния и раз­ви­тия живых ор­га­низ­мов;
5) за­да­ча речи — дать пред­став­ле­ние о гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ке Земли и рас­ска­зать, как по­яви­лась в ней био­сфе­ра.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Ука­жи­те си­но­ни­мы к слову, вы­де­лен­но­му в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) тяжёлый
2) не­про­стой
3) не­зна­чи­тель­ный
4) лёгкий
5) слож­ный
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 9−12) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и ме­сто­име­ния. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 13) в об­ласть от­ве­тов.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

 

(1) Дом у Пе­соц­ко­го был гро­мад­ный, с ко­лон­на­ми, со льва­ми, на ко­то­рых об­лу­пи­лась шту­ка­тур­ка, и с ла­ке­ем у подъ­ез­да.

(2) Ста­рин­ный парк, угрю­мый и стро­гий, раз­би­тый на ан­глий­ский манер, тя­нул­ся чуть ли не целую вер­сту от дома до реки и здесь окан­чи­вал­ся об­ры­ви­стым, кру­тым гли­ни­стым бе­ре­гом, на ко­то­ром росли сосны с об­на­жив­ши­ми­ся кор­ня­ми, по­хо­жи­ми на мох­на­тые лапы. (3) Внизу не­лю­ди­мо бле­сте­ла вода, но­си­лись с жа­лоб­ным, еле слыш­ным пис­ком ку­ли­ки. (4) И все­гда тут ме­ня­лось на­стро­е­ние, что хоть са­дись и бал­ла­ду пиши. (5) Зато около са­мо­го дома, во дворе и фрук­то­вом саду, ко­то­рый вме­сте с пи­том­ни­ком за­ни­мал де­ся­тин трид­цать, все­гда было ве­се­ло и жиз­не­ра­дост­но, даже в плохую по­го­ду.

(6) Таких уди­ви­тель­ных роз, лилий, ка­ме­лий, таких тюль­па­нов все­воз­мож­ных цве­тов, на­чи­ная с ярко-бе­ло­го и кон­чая чёрным, как сажа, во­об­ще та­ко­го бо­гат­ства цве­тов, как в усадь­бе Пе­соц­ко­го, не слу­ча­лось ви­деть в дру­гом месте. (7) Весна была ещё толь­ко в на­ча­ле, и самая на­сто­я­щая рос­кошь цвет­ни­ков пря­та­лась ещё в теп­ли­цах. (8) Но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сям на клум­бах, было до­ста­точ­но, чтобы, гуляя по саду, по­чув­ство­вать себя в цар­стве неж­ных кра­сок. (9) Осо­бен­но в ран­ние часы, когда на каж­дом ле­пест­ке свер­ка­ла вода.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 7−9 слово, упо­треблённое в зна­че­нии ‘ярко бле­стеть, сиять пе­ре­лив­ча­тым све­том’. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

33.  
i

(1) В ожи­да­нии кон­цер­та мы рас­по­ло­жи­лись в ка­мы­шо­вых за­рос­лях на бе­ре­гу не­боль­шой, но быст­рой ре­чон­ки. (2) Воз­дух был чист, про­зра­чен, ду­шист...

(3) Вечер на­чал­ся пе­ни­ем ку­куш­ки. (4) Она ле­ни­во за­ку­ко­ва­ла где-то в даль­ней роще и скоро за­молк­ла. (5) Затем за­пе­ла ивол­га, пе­ви­ца из­вест­ная, серьёзно за­ни­ма­ю­ща­я­ся, от­та­чи­ва­ю­щая пев­че­ское ис­кус­ство. (6) Мы про­слу­ша­ли бы её с не­вы­ра­зи­мым удо­воль­стви­ем, если бы не грачи, ле­тев­шие на ночёвку и с кар­ка­ньем опу­стив­ши­е­ся на рощу.

(7) Когда за­кри­ча­ли грачи, за­гал­де­ли и ля­гуш­ки, где-то запел дрозд. (8) Ему ак­ком­па­ни­ро­ва­ли реч­ная ку­роч­ка и ка­мы­шов­ка.

(9) Затем по­сле­до­вал ан­тракт, на­сту­пи­ла ти­ши­на, из­ред­ка на­ру­ша­е­мая пе­ни­ем сверч­ка. (10) Когда на землю опу­сти­лась ночь и луна оста­но­ви­лась среди неба над самой рощей, на­сту­пи­ла и оче­редь со­ло­вья. (11) Он по­ка­зал­ся в мо­ло­дом оль­ша­ни­ке, порх­нул в тер­нов­ник, по­вер­тел хво­стом и стал не­по­дви­жен. (12) Ми­ну­ты три сидел он молча, не дви­га­ясь. (13) Но вот за­шу­ме­ли вер­хуш­ки де­ре­вьев, задул ве­те­рок, за­тре­щал гром­че свер­чок и под ак­ком­па­не­мент этого ор­кест­ра со­ло­вей ис­пол­нил свою первую трель.

(14) Он запел, за­сви­стал, осы­пая рощу щёлка­ньем и дро­бью. (15) И власт­ная сила, и то­ми­тель­ная нега, и ис­крен­няя страсть слы­ша­лись в его чу­дес­ном го­ло­се. (16) Он пел, а кру­гом ца­ри­ла вни­ма­ю­щая ти­ши­на.

(17) Когда за­се­ре­ло небо и по­тух­ли ми­ни­а­тюр­ные фо­на­ри­ки звёзд, голос со­ло­вья стал сла­бее и неж­нее и мало-по­ма­лу умолк.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 11−13 су­ще­стви­тель­ное тре­тье­го скло­не­ния, упо­треблённое в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа, и за­пи­ши­те его (су­ще­стви­тель­ное) в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

34.  
i

(1) В ожи­да­нии кон­цер­та мы рас­по­ло­жи­лись в ка­мы­шо­вых за­рос­лях на бе­ре­гу не­боль­шой, но быст­рой ре­чон­ки. (2) Воз­дух был чист, про­зра­чен, ду­шист...

(3) Вечер на­чал­ся пе­ни­ем ку­куш­ки. (4) Она ле­ни­во за­ку­ко­ва­ла где-то в даль­ней роще и скоро за­молк­ла. (5) Затем за­пе­ла ивол­га, пе­ви­ца из­вест­ная, серьёзно за­ни­ма­ю­ща­я­ся, от­та­чи­ва­ю­щая пев­че­ское ис­кус­ство. (6) Мы про­слу­ша­ли бы её с не­вы­ра­зи­мым удо­воль­стви­ем, если бы не грачи, ле­тев­шие на ночёвку и с кар­ка­ньем опу­стив­ши­е­ся на рощу.

(7) Когда за­кри­ча­ли грачи, за­гал­де­ли и ля­гуш­ки, где-то запел дрозд. (8) Ему ак­ком­па­ни­ро­ва­ли реч­ная ку­роч­ка и ка­мы­шов­ка.

(9) Затем по­сле­до­вал ан­тракт, на­сту­пи­ла ти­ши­на, из­ред­ка на­ру­ша­е­мая пе­ни­ем сверч­ка. (10) Когда на землю опу­сти­лась ночь и луна оста­но­ви­лась среди неба над самой рощей, на­сту­пи­ла и оче­редь со­ло­вья. (11) Он по­ка­зал­ся в мо­ло­дом оль­ша­ни­ке, порх­нул в тер­нов­ник, по­вер­тел хво­стом и стал не­по­дви­жен. (12) Ми­ну­ты три сидел он молча, не дви­га­ясь. (13) Но вот за­шу­ме­ли вер­хуш­ки де­ре­вьев, задул ве­те­рок, за­тре­щал гром­че свер­чок и под ак­ком­па­не­мент этого ор­кест­ра со­ло­вей ис­пол­нил свою первую трель.

(14) Он запел, за­сви­стал, осы­пая рощу щёлка­ньем и дро­бью. (15) И власт­ная сила, и то­ми­тель­ная нега, и ис­крен­няя страсть слы­ша­лись в его чу­дес­ном го­ло­се. (16) Он пел, а кру­гом ца­ри­ла вни­ма­ю­щая ти­ши­на.

(17) Когда за­се­ре­ло небо и по­тух­ли ми­ни­а­тюр­ные фо­на­ри­ки звёзд, голос со­ло­вья стал сла­бее и неж­нее и мало-по­ма­лу умолк.

Ука­жи­те мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки, со­от­вет­ству­ю­щие гла­го­лу, вы­де­лен­но­му в 17-м пред­ло­же­нии тек­ста.

Ответ за­пи­щи­те в об­ласть от­ве­тов циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

1)  на­чаль­ная форма  — умол­кать;

2)  не­со­вер­шен­ный вид;

3)  пер­вое спря­же­ние;

4)  в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния;

5)  в форме тре­тье­го лица един­ствен­но­го числа.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Кар­ли­ко­вая игру́нка от­но­сит­ся к се­мей­ству иг­рун­ко­вых и яв­ля­ет­ся наи­мень­шим пред­ста­ви­те­лем от­ря­да при­матдё на Земле.

(2) Длина тела до­сти­га­ет 15 сан­ти­мет­ров, хво­ста  — 20 сан­ти­мет­ров. (3) Мак­си­маль­ная масса тела  — 150 грам­мов. (4) Шерсть гу­стая и длин­ная и окра­ше­на на верх­ней сто­ро­не в зо­ло­ти­сто-бурый цвет. (5) Длин­ные пучки волос на го­ло­ве и груди на­по­ми­на­ют гриву. (6) Глаза ма­лень­кие, мин­да­ле­вид­ные, ян­тар­но ме­до­во­го цвета.

(7) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки ак­тив­ны в утрен­нее и по­лу­ден­ное время. (8) Они пе­ре­дви­га­ют­ся на четырёх лапах, в том числе по вер­ти­каль­ным вет­вям де­ре­вьев, и умеют пры­гать на рас­сто­я­ние до од­но­го метра. (9) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в ро­до­вых груп­пах, со­сто­я­щих из не­сколь­ких по­ко­ле­ний. (10) Вза­им­ный уход за шер­стью иг­ра­ет важ­ную роль в их со­ци­аль­ных от­но­ше­ни­ях.

(11) Кар­ли­ко­вые иг­рун­ки живут в бас­сей­не реки Ама­зон­ки, в южной Ко­лум­бии, Эк­ва­до­ре, се­вер­ных ре­ги­о­нах Перу и Бо­ли­вии, а также на за­па­де Бра­зи­лии. (12) Часто се­лят­ся на опуш­ках лесов, по бе­ре­гам рек и в за­ли­ва­е­мых се­зон­ны­ми па­вод­ка­ми джун­глях. (13) На де­ре­вьях эти жи­вот­ные про­во­дят боль­шую часть жизни. (14) Но ино­гда они спус­ка­ют­ся на землю.

(15) Пища кар­ли­ко­вых иг­ру­нок в ос­нов­ном со­сто­ит из дре­вес­ных соков, ради ко­то­рых они под­гры­за­ют кору сво­и­ми ост­ры­ми рез­ца­ми. (16) Учёные от­ме­ча­ют, что самая боль­шая про­дол­жи­тель­ность жизни у этих зве­рей со­став­ля­ет один­на­дцать лет.

Най­ди­те в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние, глав­ное слово ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся су­ще­стви­тель­ным в форме да­тель­но­го па­де­жа. Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в этом сло­во­со­че­та­нии. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Ни­ки­та проснул­ся с пред­чув­стви­ем сча­стья, по­то­му что дол­жен был на­ко­нец прий­ти обоз с обе­щан­ным дедом Ни­ки­фо­ром по­дар­ком. (2) Маль­чик по­ско­рее одел­ся и вышел во двор.

(3) Утро было ясное и мо­роз­ное. (4) Над всей де­рев­ней сто­я­ли стол­бы си­не­го дыма. (5) За ночь на де­ре­вьях ещё гуще лёг иней, а огром­ные то­по­ля над пру­дом со­всем опу­сти­ли за­сне­жен­ные ветви.

(6) Вско­ре Ни­ки­та уви­дел, что на до­ро­ге, пра­вее де­рев­ни, по­яви­лись возы. (7) Один за дру­гим они вы­полз­ли из овраж­ка и по­пле­лись по до­ро­ге вдоль пруда к пло­ти­не. (8) Всего в обозе было шест­на­дцать саней. (9) Ло­ша­ди шли бодро, хло­па­ли кнуты, пар стоял над обо­зом.

(10) Пер­вым въе­хал на двор во главе обоза Ни­ки­фор, ко­ре­на­стый ста­рик в ва­лен­ках, об­мо­тан­ных верёвками. (11) Он обер­нул­ся и крик­нул тем, кто был по­за­ди:

(12)  — Эй, за­во­ра­чи­вай к ам­ба­рам, а по­след­ний воз к дому.

(13) Когда этот воз при­бли­зил­ся, Ни­ки­та не сразу понял, что на нём лежит. (14) Это было что-то боль­шое, стран­ной формы, зелёное, с длин­ной крас­ной по­ло­сой. (15) У маль­чи­ка за­би­лось серд­це. (16) На санях ле­жа­ла, скри­пя и по­ка­чи­ва­ясь, двухвёсель­ная кру­то­но­сая лодка. (17) Сбоку лодки из саней тор­ча­ли два зелёных весла и мачта с мед­ной ма­ков­кой на конце.

(18) Так вот какой был по­да­рок, обе­щан­ный дедом Ни­ки­фо­ром!

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 6—10) бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 7) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

А)  вы­бро­сить из го­ло­вы

Б)  го­ло­ву по­ве­сить

В)  ло­мать го­ло­ву

Г)  хо­дить на го­ло­ве

1)  уси­лен­но ду­мать, ста­ра­ясь по­нять или ре­шить слож­ную за­да­чу

2)  плохо чув­ство­вать себя, за­бо­леть

3)  ста­рать­ся за­быть; не ду­мать о ком-либо или о чём-либо

4)  про­каз­ни­чать, озор­ни­чать, ша­лить

5)  при­и­ти в уны­ние, от­ча­я­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Бу­ма­ги были раз­бро­са..ы по всей ком­на­те.

Б)  На суде нам предъ­яви­ли ве­ще­стве..ые до­ка­за­тель­ства.

В)  Зачем вам нужна гашё..ая из­весть?

Г)  По­че­му у тебя такие ис­ца­ра­па..ые руки?

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  к тому столу

Б.  мень­ше ми­зин­ца

В.  уме­ние ри­со­вать

Г.  ни­ко­го не ви­нить

1.  со­гла­со­ва­ние

2.  управ­ле­ние

3.  при­мы­ка­ние

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  Что вам вкус­нень­кое пред­ло­жить на зав­трак?

Б.  Утром мы с Ни­ко­ла­ем Ан­то­но­ви­чем едем на даль­нее озеро смот­реть боб­ро­вую пло­ти­ну.

B.  Ах, злые языки страш­нее пи­сто­ле­та. Г.  Отец Рай­ско­го велел вы­ко­пать в саду глу­бо­кий ров.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.